image image

Дистанцирование как техника расстановки приоритетов

“Не знаю, что делать, с чего начать”. Иногда люди настолько прочно срастаются со своей ситуацией, что не могут приступить к поиску решений. Сложности с расстановкой приоритетов могут возникнуть потому, что не все способны отвлечься и посмотреть на картину в целом.

В коучинге есть свои техники, чтобы помочь клиенту подняться над ситуацией и посмотреть на неё более отстранённо.

Ещё одна интересная статья на эту тему была написана Джошем Дэйвисом в Harvard Business Review три года назад (Оригинал статьи). Автор статьи предлагает прибегнуть к “психологическому дистанцированию”, чтобы понять, что является главным в той или иной ситуации. О “психологическом дистанцировании” говорили многие исследователи, в том числе Walter Mischel, ставший известным после “стэнфордского эксперимента” с зефирками (marshmallow test). Детям, которые сосредотачивались на абстрактных свойствах сладости (к примеру, схожести с облаком) намного легче далось ожидание второй зефирки, чем тем, которые концентрировались на конкретных свойствах (например, воображая сладкий вкус).

Для “дистанцирования” важно перейти с конкретного уровня данной жизненной ситуации на более абстрактный уровень. Это достигается следущими четырьмя вопросами:

1. Представьте физическое расстояние;

2. Представьте временную удаленность;

3. Представьте, что ситуация происходит не с вами, а с незнакомым человеком;

4. Представьте, что результат неопределён.

Адаптировано и переведено Диасамидзе Л.Р.

Нейроучёные выяснили, что когда мы представляем себе удалённость, расстояние или невовлечённость, то участки мозга, которые ответственны за конкретное мышление (например, о нас как участниках событий) становятся менее активными, а те, что отвечают за абстрактное мышление, наоборот, активизируются (Baetens, Ma, Steen, van Overwalle, 2013 и Tamir, D.I. & Mitchell, J.P., 2011).

Если ваша ситуация требует решения, а вы не знаете, с чего начать, дистанцируйтесь от неё. Представьте, что всё это происходит в другое время года, с другими людьми, в другой стране или вообще что вся ситуация является выдуманной.

Вопросы, которые мог бы вам задать коуч, и которые вы сами можете себе задать:

1. Если бы мне нужно было всё это сделать три месяца назад, с чего бы я начал(а)?
2. Как результат моей сегодняшней расстановки приоритетов повлияет на достижение моих целей в течение года (5 лет)?
3. Если бы мой друг/ребенок/подчиненный/коллега попросил моего совета для расстановки приоритетов в этой ситуации, что бы я ему сказал(а)?
4. Если бы я посмотрел(а) вдаль и представил(а) каждое из этих дел как холм, какое бы из них выделялось на фоне остальных?

error: Материалы сайта защищены от копирования